Как выбрать джембе

Джембе на свете бывают разные: маленькие и большие, фабричные и мастеровые, аккуратные и так себе. Наконец, есть джембе для игры, а есть - для верхней полки. Давайте разбираться.
Первым делом
Первым делом, давайте я честно признаюсь, что выбора за вас я не сделаю. Логических доводов в пользу одного или другого варианта может быть сколько угодно.

Но в конечном счете, когда вы выбираете джембе, значение имеет только один фактор, и совершенно не логический: вам нравится или вам не нравится. Умные дяди-психологи говорят, что именно так мы выбираем вообще все, от цвета шнурков до жизненного пути, профессии и морально-нравственных ориентиров. Неподвластное нам шестое чувство уже все выбрало за нас, нам осталось только интерпретировать этот выбор и объяснить его себе.

Еже
Заведующий "Всем по барабану"
Что же тогда делать? Как выбирать-то?

Спокойно! Давайте я напишу вам о том, какие вообще джембе бывают на свете. Чем они хороши или плохи с точки зрения музыканта-джембефола. Какие есть подводные камни, о которых вам не расскажет ни один продавец. Ну, а там и до осознанного выбора рукой подать.

Не мучиться с выбором и точно купить хороший джембе можно здесь, в магазинчике «Всем по барабану».
Общие моменты
Несколько важных истин, в которых я не раз убеждался:

1. Сувенирный джембе – не лучший выбор
Стоит понимать, что если вы поехали на Мальдивы, купили там барабанчик и привезли его домой – это круто, ведь у вас появился классный сувенир! Вы будете смотреть на него и вспоминать о чудесных мгновениях прошедшего отпуска. Но вряд ли вы купили себе музыкальный инструмент. Кто и зачем покупает джембе в этно-магазинах своего города – мне вообще непонятно, ни разу с такими не встречался.

2. Выбирать джембе по звуку не так просто, как может показаться
Парадоксальненько, но... Это только кажется, что если перед вами поставить тысячу джембе и дать на каждом немножко постучать, на вас снизойдет озарение. Нет же! Звук барабана зависит от настройки, настройка – дело вкуса. Тут уж от вас зависит, как ваш джембе будет звучать. Хороший джембе отличается от плохого как раз разнообразием возможных вариаций. Поэтому если у вас хороший джембе и вы им действительно занимаетесь, вот тогда вы со временем найдете свой звук. А изначально выбрать джембе по звуку (во всяком случае - только по звуку) – ох, трудная задача.

Типичный туристический джембе
Сделан в Индонезии, написано: Maldives. Хотя, что так, что эдак - сувенир.
3. Джембе для начинающих не бывает
Многие думают: наверное, надо сначала взять что попроще, а потом, когда научусь, купить самый дорогой и супер-профессиональный джембе тысяч так за пятьдесят. На самом деле нет. Потому что это итак довольно дешевый инструмент, и еще потому, что если барабан вам не нравится, если его невозможно настроить под себя, если звук плох, веревки рвутся, кожа тонкая, а корпус разваливается, вы вряд ли чему-то научитесь: запал пройдет, и джембе отправится на полку. Учтите, что бывают джембе, которые вообще не подлежат ремонту (о них – чуть ниже). Так что я бы советовал выбирать так, как будто вы выбираете раз и навсегда. Это необязательно дорого.

Первым делом я бы советовал определиться с размером. Не всегда правильно выбирать себе самый большой и дорогой.
Выбор размера
Джембе по традиции мерят в дюймах (1" = 2,54 см), в зависимости от диаметра мембраны. Чем больше джембе, тем мощнее звук.
8 дюймов. В Европе их классифицируют как «детские джембе», хотя на них играют и взрослые. То, что он маленький, вовсе не означает, что у него «нет звука», или «нет баса», или «бас не отличается от слэпа» - правильно сделанный и настроенный джембе, пусть даже маленький, звучит как правильно сделанный джембе. Брать такой для обучения я бы не советовал, так как хорошей постановки рук на «восьмерке», конечно, не добиться: не помещаются. Такие барабанчики часто покупают для походов: сунул в рюкзак – и пошел.
Вес: 2-3 кг.
10 дюймов. Звучат, разумеется, намного мощнее. Часто используются в небольших акустических коллективах. Вес: 4-5 кг.
11-12 дюймов. Профессиональный вариант. Прекрасно подходит и для сцены, и для уличных сейшенов, и для обучения, и для дома. Это общепринятая «золотая середина». Если вы не знаете, какой барабан вам нужен, берите барабаны этой категории. Помните: это довольно крупный инструмент, поэтому для переноски (как и для хранения, впрочем) вам понадобится чехол.
Вес: 5-7 кг
13-14 дюймов. Это сила и мощь, звон стаканов, дребезжание стекол и никакой пощады соседям. Как правило, обладают глубоким басом и мощными верхами. 14-дюймовики предназначены для профессиональной игры. Новичкам я бы рекомендовал подумать: вы уверены, что вам нужен самый большой?
Вес: 6,5-8 кг.
Выбор размера джембе не зависит от величины рук.

Многие считают, что чем больше джембе, тем он более басовый. Это не совсем так. Чем крупнее джембе, тем мощнее звук в целом. Звуковой диапазон у крупных барабанов шире, чем у мелких. Но! Учтите, что звук зависит от настройки, а это дело вкуса. Сильная натяжка дает высокие «верха» и ослабляет бас – именно так настраивается классический солирующий джембе. Любители низкого звука играют на слегка приспущенных барабанах. Каждый волен регулировать звук по своему вкусу. Лишь бы ваш барабан позволял это делать.
Производители джембе
1. Западная Африка (Гана, Сенегал, Мали, Кот-д'Ивуар)
Звучание африканского джембе по праву считается эталонным: джембе – это африканский инструмент, и нигде их не делают лучше, чем в Западной Африке. Джембе из Африки дают яркий звук – четкий тон, звонкий слэп и мощный долгий бас – и относятся к категории профессиональных. На сцене другие джембе почти никогда не используются.
Делают их в основном из дерева Mansonia или Irokko, обязательно из цельного куска. Африканские барабаны всегда цельнодолбленые. Для мембраны используется бритая кожа африканский козы (именно бритая, а не обработанная в известковом растворе, это очень важно для звука).

Выходит, африканский джембе - это эталон качества? Ни в коем случае! Все как раз наоборот, ведь их делают не в фабричных условиях, без всякого контроля качества. Практически все африканские джембе имеют какие-нибудь изъяны, и около половины - откровенный брак. Слишком тонкая или подгнившая кожа (это не всегда заметно), разваливающиеся корпуса, вредные жучки и грибки в древесине - я десять лет чиню барабаны и, поверьте, насмотрелся многого. И тут я не могу посоветовать ничего, кроме одного: не покупать джембе у кого попало.

Если вы выбираете джембе здесь, на «Всем по барабану», вы гарантированно получите хороший инструмент. Если в барабане есть какой-нибудь изъян, мы о нем всегда пишем в описании. Если барабан бракованный, он никогда никому не будет продан до тех пор, пока брак не будет устранен, если это вообще возможно.

А что внутри?
По неровной внутренней поверхности легко догадаться. что джембе был выдолблен. а не выточен на станке.
Но все равно стоит учесть, что джембе из Африки никогда не бывают внешне идеальными. Рисунок обычно делается довольно простой, внутренняя поверхность не гладкая, обработана грубо, на древесине часто бывают небольшие трещинки. Именно таким и должен быть настоящий африканский джембе, именно за их естественность, натуральность и неподражаемый мощный звук их ценят и любят музыканты всего мира. Однако же если для вас непримелемо покупать неидеальный джембе - сразу смотрите фабричные модели и не покупайте джембе из Африки совсем.

В рунете очень много ложных предложений якобы африканских барабанов. Под видом джембе из Африки сплошь и рядом продают дешевую индонезийскую сувенирку. На самом деле, настоящие африканцы – дефицит.

Рабочий процесс
Так, вручную, выдалбливают джембе. Так делают только в Африке!
2. Индонезия
В Индонезии делают очень много джембе на экспорт. Очень много! Я думаю, нигде их не делают так много, как в Индонезии. Во всех сувенирных лавках мира, на всех курортах, на каждом международном фестивале – везде!

И тут осторожно: в большинстве своем это декоративные джембе, сделанные на потеху туристам, качество их весьма скверное (ниже мы разберем, на что следует обратить внимание при выборе). Часто индонезийские джембе продавцы бессовестно выдают за африканские.

Если постараться, среди сувенирки можно отыскать весьма неплохие экземпляры, вполне пригодные для игры, стоят они при этом значительно дешевле африканских.

Джембе из Индонезии
Важно понимать: даже если перед вами два абсолютно одинаковых индонезийских барабана, один может звучать, другой – нет. Вывод – покупайте у надежных продавцов!
А еще в Индонезии есть настоящие мастера своего дела, которые делают прекрасные джембе. У нас, в России, такие пока встречаются не очень часто. В смысле, и джембе, и мастера.

Мастеровой джембе из Индонезии
У таких в описании часто пишут что-то типа: Africa style. Будьте бдительны: style - это не made in :) Но надо отдать должное этому джембе, он хорош.
3. Заводские (Meinl, Toca, Yuka и др.)
Это джембе с лейблами. Никаких косяков, полное соответствие стандарту. Но и, увы, никакой индивидуальности: джембе одной серии – близнецы-братья. Заводские джембе легко найти в российских торговых сетях. Все они в той или иной степени проигрывают африканцам по силе и качеству звука и часто (но не всегда) бывают неоправданно дорогими.

Лидеры рынка – Meinl, Yuka, Toca. Не заслуживают внимания Stagg, Veston, Dadi, Remo.

Remo со сменным пластиком
Делаются из пластика или прессованного картона. Звук - ну, на вкус и цвет...
Деревянные джембе с лейблами производятся в основном в Индонезии, хотя в описании ох как любят писать «африканский джембе». Ну, правильно, джембе - это ж африканский инструмент...

Есть разные серии, более или менее дорогие. Но надо понимать, что ни один заводской джембе, сколько бы он ни стоил, не лучше качественно сделанного африканского. И еще тут есть свои нюансы, например, все деревянные Meinl'ы – маломерки (то есть слегка привирают по дюймам).

Дорогой деревянный Meinl
Эти джембе я советую перфекционистам, тем, кто не потерпит малейшую царапинку или трещинку на корпусе.
Пластиковые джембе звучат совсем не так, как африканцы. Ставить натуральную кожу на такие барабаны я бы не советовал, сильно натягивать их - тоже: корпус слабоват для этого. Но у них очень много плюсов. Они очень легкие, почти невесомые. Они водостойкие: хоть в воду кидай, им ничего не будет. Наконец, они очень дешевые. И еще, к радости тех, кто панически боится настраивать джембе, на них можно играть сразу, не настраивая. Иногда у них винтовая настройка, а не веревочная, но позвольте мне скептически отнестись к надежности винтов на тонком пластике. Очень часто пластиковые барабаны покупают в качестве второго инструмента: для походов и путешествий.

Пластиковая Yuka
Детские игрушки с кучей достоинств
Джембе из плексигласа или дерева с винтовой настройкой, в общем-то, вышли из моды. Хотя на вид кажется, что они созданы для сцены, да и настройка ключом многим музыкантам кажется более понятной, чем замысловатое африканское макраме, все же профессиональные джембефола их почему-то обходят стороной. Какие-то они...

Джембе с винтовой настройкой
Если вы боитесь веревочной настройки, как огня, этот джембе - для вас.
На что обратить внимание
Итак, первым делом – размер и внешний вид. Барабан должен нравиться.

Пробуем барабан на вес. Разница в весе между двумя одинаковыми барабанами бывает существенной.
Смотрим на кожу. На африканских джембе обычно стоит козья кожа (иногда коровья, но это особый случай). Кожа должна быть достаточно толстой и прочной. Посмотрите на просвет: на ней не должно быть дыр и порезов – они могут разойтись при натяжке. Если увидели прозрачные участки – присмотритесь к ним: это могут быть серьезные порезы (а это нехорошо), а могут быть места, где шерсть при бритье выщипнули вместе с луковицами (а это совсем не страшно). Шрамы нежелательны.

Белая эко-кожа - плохой вариант
Очень сильно реагирует на влагу, а прослужит недолго. Да и сам инструмент тут лажовый, конечно.
Если кожа белая, тонкая, напоминает бумагу – полная лажа, вы держите в руках дешевую сувенирку.

Еще: есть два способа избавиться от шерсти на коже: химический и физический. В первом случае кожу замачивают в специальном растворе (например, в извести), и волос выпадает сам. Это плоховато, такая кожа дает нежелательные обертона, и на ощупь немножко безжизненна. Второй способ - бритье. Бритая лучше.

Натуральная кожа
Вот это да, сам барабан индонезийский, а кожа - как у настоящего африканца!
Смотрим на кромку. В горизонтальной плоскости она должна быть ровной, на ней не должно быть вмятин. Кромка должна быть закругленной, без острых краев, иначе вы будете отбивать себе пальцы, а мембрана на этом месте скоро перетрется. У сувенирных индонезийских джембе кромку попросту срезают, не закругляя - это очень плохо.
Кромка здорового джембе
Кромка курильщика
Плохо!
Это вообще что???
Осматриваем на предмет трещин. Небольшие трещинки на ножке не страшны, они не повлияют на звук. Крупные трещины на чаше (особенно сквозные) и на ножке – это брак, существенно влияющий на силу и окраску звука. Все это можно починить, впрочем.
Не очень страшно, но лучше заклеить
Ужас, срочно в ремонт!
Это почти смерть, на таком играть нельзя. Если осколок не сохранился, значит, точно все.
Смотрим на кольца и веревки. Веревка должна быть добротной: это должна быть веревка, а не толстая нитка. Если у джембе веревка вместо нижнего металлического кольца – это верный брак. Вы никогда не сможете настроить такой барабан. К тому же это хороший маркер, верный признак дешевой азиатской сувенирки, которую не вытянет даже профессиональный мастер по джембе. Нижнее кольцо можно сделать из проволоки или арматуры, веревку можно поменять, можно поставить новую кожу, но будете ли вы рады результату?
Полипропиленовый шпагат (прощай, кожа на руках!), плохая кожа, кромка срезана, чаша и ножка приклеены друг к другу - все очень плохо.
Еще хуже: тонкая ниточка сразу порвется при попытке настройки, нижнего кольца нет... В морг. Ладно, в реанимацию.
Это вообще думбек, а не джембе. И да, он очень плох. Кожа порвется быстро. А в ремонт я такие не беру, потому что полный шлак. Удалить кожу и посадить цветы.
Кстати!
Не стоит путать джембе и думбек (дарбуку)
Это - джембе
А это - думбек (дарбука)
Кстати, если вы все же решите осваивать думбек, рекомендую этот магазин-мастерскую.
Это совершено разные инструменты. Думбек - азиатский барабан, который держат под мышкой и на котором играют в основном пальцами. Джембе - африканский барабан. Техника игры - принципиально разная. С вероятностью в 90 процентов, вы хотите именно джембе, а не думбек. Именно его вы видели вчера в метро, летом - на улице, в клубе в позапрошлые выходные и в том классном рекламном ролике. Но джембе - не думбек, думбек - не джембе. А покупать себе думбек, чтобы все равно потом играть на нем, как на джембе - хуже некуда. Определитесь, какой именно инструмент вы хотите освоить.
Внимание, обманщики!
Ну, а теперь о том, как торговые сети дурят честных покупателей. В общем-то, врать вам в лицо никто и не собирался, все трюки рассчитаны на вашу невнимательность. Взгляните-ка: "Джембе резной Гана". Да ну? Это ж ежу понятно, что этот истукан сделан в Индонезии! Ага, присмотримся. Внизу страницы честно написано: "Индонезия". А "Гана" - это просто название. Ну мало ли, вас вот как зовут? Геной? Вооот, а его - Ганой!
"Неповторимый африканский джембе". Читаем описание: "Весь корпус украшен искусной резьбой с темами индуистских легенд и любви Рамы и Ситы".

Ш-што, п-простите?
Торговые сети вообще полюбили писать "Африканский джембе". В общем-то, они не врут: действительно, джембе - инструмент африканский. Только сделано все это не в Африке. Запомните: в российских торговых сетях подлинных африканских джембе НЕТ! Совсем, ни одного.
Сами производители часто пишут на упаковке: "African style". При этом явно указывается страна-изготовитель. Что делают продавцы? Правильно, "African style" пишут, а "Made in Indonesia" - забывают. Все без обмана, стиль есть стиль. Короче, будьте внимательны, друзья!
Не мучиться с выбором и точно купить хороший джембе можно здесь, в магазинчике «Всем по барабану».

При копировании обязательно указывайте источник информации, иначе прослывете негодяем: vsempobarabanu.ru